Previous Entry Share Next Entry
"Налог" на наследство
manina_elena wrote in media_stars

 

"Оранжевый" период в истории Украины фактически подошёл к концу. Хотя в данном контексте слово "конец" не вполне к месту. Не в состоянии оно отразить суть колоссальных потерь, которые претерпела наша страна за последние пять лет. Но, увы, более точная и колоритная ему замена к разряду нормативной лексики не относится. Тем не менее экономические аналитики не перестают размышлять о том, какое же наследство достанется новой украинской власти, а главное, какой "налог" придётся всем нам заплатить, чтобы навести порядок в стране.
В первую очередь придётся поднимать из руин украинскую промышленность. Сделать это будет чрезвычайно трудно. По итогам 2009 года, объёмы промышленного производства в стране сократились на 21,9%. Самое большое падение зафиксировано в отраслях, ориентированных на экспорт: машиностроении, металлургии, перерабатывающей и химической промышленности.
Реализовать же свою продукцию украинские производители смогли с ещё меньшим успехом. По данным Государственного комитета статистики, опубликованным в первых числах февраля, этот показатель сократился почти на треть. Причём основную часть заработанных денег обеспечили не металлурги, как это было в докризисный период, а пищевики и энергетики.
Этот факт стал ещё одним подтверждением того, что сильнее всего от кризиса пострадали украинские экспортёры, которые обеспечивали страну валютой. Например, удельный вес заработков металлургов сократился с 24,3% в 2008 году до 19,6% по итогам прошлого года.
Понятно, что эти изменения произошли в результате резкого сокращения спроса на продукцию украинской промышленности, в первую очередь - на внешних рынках. В целом убытки предприятий, по итогам прошлого года, превысят прибыль на двадцать процентов, считает первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак.
По прогнозам аналитиков, благодаря относительной стабилизации мировой экономики и повышению спроса на внешних рынках позиции украинских экспортёров могут снова упрочиться. Но постепенный возврат к докризисной структуре промышленности не станет преимуществом для Украины, ведь обеспечиваемые экспортёрами валютные поступления во многом зависят от капризной конъюнктуры мировых сырьевых рынков и протекционизма стран-импортёров.
- Чтобы снизить уязвимость от перемен на внешних рынках, необходимо переориентировать промышленное производство на выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью и уменьшить зависимость от сырьевого экспорта, - считает директор аналитического департамента инвестиционной группы "Сократ" Сергей Невмержицкий.
Это означает, что новой украинской власти придётся всерьёз задуматься не только о модернизации отечественного производства, но и о развитии в стране высокорентабельных отраслей и высоких технологий.
Ждут помощи от государства и украинские аграрии: государственный долг перед ними достиг в 2009 году 1,9 миллиарда гривен. По словам председателя Аграрного союза Украины Юрия Карасика, сельхозпроизводители не получали ни копейки дотаций на растениеводство, животноводство, компенсации ставок по кредитам и страховки урожая.
Понятно, что для выведения украинской экономики из глубокого и во многом искусственно спровоцированного кризиса новому правительству потребуются деньги - много денег. А как раз их-то у государства и нет.
Как сообщил в прошлую пятницу глава Счётной палаты Валентин Симоненко, дефицит государственного бюджета в 2009 году составил тридцать четыре миллиарда, или 3,4% ВВП Украины, и не был выполнен ни по одному показателю.
"Наши расчёты показывают, что дефицит общего фонда госбюджета превысил допустимый законом в два раза, - заявил он. - По версии Минфина, который продублировал Госкомстат, невыполнение доходов госбюджета было на уровне тридцати миллиардов гривен, или 11,8%. Но в действительности была манипуляция с доходной частью бюджета - зачисление в доходы четырнадцати миллиардов гривен, полученных от МВФ, и такой же суммы от переплаты налогов, а также невыплата двадцати четырёх миллиардов гривен НДС. Если это сложить, цифра достигает сорока пяти процентов".
Глава Счётной палаты также сообщил, что расходы государственного бюджета-2009 выполнены лишь на восемьдесят пять процентов. "Невыполнение составило сорок миллиардов гривен. Из них львиная доля - это защищённые статьи", - заявил он. При этом пятая часть всех расходов госбюджета "проведена за счёт средств МВФ".
Ручное управление правительством расходами госбюджета в 2009 году привело систему государственных финансов к техническому дефолту, уверен Симоненко. По его данным, на 1 января на едином казначейском счёте находилось всего 1,7 миллиарда гривен, тогда как объём обязательств Государственного казначейства превышал эту сумму в пятнадцать раз - 25,4 миллиарда.
По свидетельству заместителя главы Партии регионов, экс-вице-премьера Украины Николая Азарова, сейчас остатки на счетах Госказначейства составляют около 1,3 миллиарда гривен. "Это при долгах, которые необходимо погасить в феврале: в частности, два с половиной миллиарда составляют лишь бюджетные выплаты, плюс около миллиарда долларов необходимо заплатить за газ", - сказал он, отметив, что для нормального функционирования Госказначейства остатки на его едином счёте должны составлять не менее десяти миллиардов гривен. Напомним, в конце января президент Ющенко предположил, что Госказначейство могло потратить средства местных бюджетов в сумме более шести миллиардов гривен, и поручил Генпрокуратуре в этом разобраться.
"Сегодня полностью разбалансирована финансовая система страны, и, чтобы определить глубину проблемы, необходимы её мониторинг и аудит. Это проблема новой коалиции и Партии регионов. Поэтому мы потребуем создания комиссии по расследованию ситуации в финансовой и бюджетной сферах страны. Только потом можно говорить о конкретных действиях", - заявил на днях заместитель председателя комитета Верховного Совета Украины по вопросам бюджета Александр Пеклушенко.
Новому правительству придётся разгребать "Юлины конюшни" и в вопросе подготовки к "Евро-2012". Как заявил глава Счётной палаты, за два последних года туда из бюджета "вкачали" шесть миллиардов евро, но две трети расходов должны были финансироваться за счёт инвестиций, а не бюджетных средств.
Только за первую неделю февраля валютные резервы Национального банка Украины сократились на полтора миллиарда долларов и не достигают теперь и двадцати пяти миллиардов. Вместе с тем в 2010 году правительство должно будет выплатить по внешним долговым обязательствам около тридцати миллиардов долларов. Чтобы не стать банкротом, ему придётся привлечь ещё десять миллиардов долларов, а в 2012-2013 годах, когда наступит время возвращать кредит МВФ, - до двадцати пяти миллиардов. По оценкам инвестиционной компании Dragon Capital, к концу текущего года государственный долг Украины может увеличиться на сорок процентов, до пятидесяти трёх миллиардов.
В критической ситуации находится и газовая отрасль Украины. В прошлом году для оплаты импортного газа НАК "Нефтегаз Украины" был вынужден привлечь рекордную сумму кредитных ресурсов - около трёх миллиардов долларов. Это означает, что половина газа была куплена в долг. При этом цена российского газа для Украины является самой высокой в Европе.
Кроме того, швейцарская компания Centragaz Holding, принадлежащая украинскому миллиардеру Дмитрию Фирташу, пытается через Стокгольмский международный арбитраж вернуть одиннадцать миллиардов кубометров газа, которые в начале прошлого года у него "экспроприировало" правительство Тимошенко. И когда Фирташ выиграет суд, а он его наверняка выиграет, "Нефтегазу" придётся заплатить как минимум два миллиарда долларов.
По сути Кабмин довёл украинского газового монополиста до банкротства - в сентябре компания объявила дефолт по своим еврооблигациям на сумму пятьсот миллионов долларов. В конечном итоге ей удалось договориться с кредиторами о реструктуризации долгов, но проект финансового плана "Нефтегаза" на 2010 год свёрстан с дефицитом более двадцати миллиардов гривен.
А оплата российского газа за счёт кредитных ресурсов МВФ и золотовалютных резервов Нацбанка приведёт на грань банкротства всю страну, причём, возможно, уже к середине этого года. По мнению аналитиков, Украина близка к тому, что рассчитываться за российский газ ей уже будет нечем, и тогда она лишится газотранспортной системы.
Правда, на прошлой неделе свою версию спасения украинской трубы представил победитель президентской гонки Виктор Янукович. Он намерен воссоздать консорциум по управлению газотранспортной системой страны, предложив в нём по 33,3% "Газпрому", "Нефтегазу" и европейским потребителям. По его мнению, реализация этой идеи позволит Киеву снизить закупочные цены на импортный газ, а Москве - отказаться от строительства газопроводов в обход Украины.
По мнению президента Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко, новому правительству достанется целый "букет" проблем в банковской сфере страны. В течение двух кварталов 2009 года из неё была изъята каждая пятая гривна. Одновременно возросла и доля проблемных кредитов. В целом их объём достиг семидесяти миллиардов гривен, то есть вырос за год в четыре раза. Как отметил заместитель главы финансового комитета парламента Станислав Аржевитин, в 2010 году борьба за возврат средств населения в банковскую систему должна быть поднята до уровня вопроса национальной безопасности. "Деньги, которые ушли из банков, ушли из экономики и перекинулись "в тень" и на валютный рынок. Если подсчитать реальные потери, которые понёс каждый украинец из-за оттока депозитов, то показатель инфляции можно смело умножать на два", - считает он.
Словом, независимо от того, кто сменит Юлию Тимошенко в кресле премьера, новому главе украинского правительства не позавидуешь: со своей стороны Тимошенко сделала всё, чтобы оставить своему сменщику максимально тяжёлое наследство.
"Крымская правда", 18.02.2010




  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account